Иран способен снова начать обогащение урана – для возможной бомбы – в «до нескольких месяцев», сказал глава ядерного наблюдателя ООН.
Рафаэль Гросси, глава Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ), сказал, что США поражают три иранских участка в прошлые выходные, вызвали серьезный, но «не полный» ущерб, противоречащий утверждению Дональда Трампа о том, что ядерные объекты Ирана были «полностью уничтожены».
«Честно говоря, нельзя утверждать, что все исчезло, и там ничего нет», – сказала Гросси в субботу.
Израиль напал на ядерные и военные места в Иране 13 июня, утверждая, что Иран был близок к созданию ядерного оружия.
Позже США присоединились к забастовкам, сбросив бомбы на трех ядерных объектах Ирана: Фордо, Натанц и Исфахан.
С тех пор истинная степень ущерба была неясной.
В субботу Гросси сказал CBS News, американскому партнеру BBC в США, что Тегеран мог бы иметь «за считанные месяцы … несколько каскадов центрифуг, вращающихся и производящих обогащенный уран».
Он добавил, что Иран все еще обладал «промышленными и технологическими способностями … поэтому, если они так пожелают, они смогут начать делать это снова».
МАГАТЭ – не первый орган, который предполагает, что ядерные способности Ирана все еще могут продолжаться – в начале этой недели просочившаяся предварительная оценка Пентагона обнаружила, что удары в США, вероятно, отодвинули программу только к месяцам.
Возможно, однако, что будущие разведывательные отчеты будут включать в себя больше информации, показывающей другой уровень ущерба для объектов.
Трамп яростно ответил, заявив, что ядерные места Ирана были «полностью уничтожены», и обвинил средства массовой информации в «попытке унизить один из самых успешных военных ударов в истории».
На данный момент Иран и Израиль согласились на прекращение огня.
Но Трамп сказал, что он «абсолютно» будет считать бомбардировку Ирана снова, если разведка обнаружит, что он может обогатить уран на уровне.
Руководитель штаба вооруженных сил Ирана Абдольрахим Мусави заявил в воскресенье, что Тегеран не был убежден, что Израиль соблюдает прекращение огня.
«Мы не начали войну, но мы отреагировали на агрессора со всей нашей властью, и, поскольку у нас есть серьезные сомнения в соответствии с соблюдением врага его обязательствам, включая прекращение огня, мы готовы ответить с силой», если его снова напали, Мусави сказал государственным телевидением.
Иран, с другой стороны, отправил противоречивые сообщения о том, сколько ущерба было нанесено.
В своей речи в четверг высший лидер Ирана Аятолла Али Хаменеи сказал, что удары не достигли ничего значительного. Его министр иностранных дел Аббас Арахчи, однако, сказал, что «чрезмерный и серьезный» ущерб был нанесен.
Без народные отношения Ирана с МАГАТЭ были еще более оспариваны в среду, когда его парламент перешел на то, чтобы приостановить сотрудничество с атомным сторожевым псом, обвинив МАГАСТаея в стороне с Израилем и США.
Тегеран отклонил просьбу МАГАТЭ осмотреть поврежденные объекты, и в пятницу Арахчи сказал о том, что «настойчивость Гросси в посещении бомбардировочных участков под предлогом гарантий бессмысленна и, возможно, даже злонамерена».
Израиль и США напали на Иран после того, как в прошлом месяце МАГАТЭ обнаружили, что Тегеран нарушил свои обязательства по нераспространению впервые за 20 лет.
Иран настаивает на том, что его ядерная программа является мирной и только для гражданского использования.
Несмотря на отказ иранского языка работать со своей организацией, Гросси сказал, что надеется, что все еще сможет договориться с Тегераном.
«Я должен сесть с Ираном и посмотреть на это, потому что в конце дня все это, после военных ударов, придется иметь долгосрочное решение, которое не может быть лишь дипломатическим»,-сказал он.
В соответствии с ядерной сделкой в 2015 году с мировыми державами Ирану не разрешалось обогащать урана выше 3,67% чистоты – уровня, необходимого для топлива для коммерческих атомных электростанций – и не разрешалось выполнять какое -либо обогащение на своем заводе Fordo в течение 15 лет.
Тем не менее, Трамп отказался от соглашения в течение своего первого срока в 2018 году, заявив, что это было слишком мало, чтобы остановить путь к бомбе, и восстановил санкции США.
Иран ответил на все большее нарушение ограничений, особенно тех, которые относятся к обогащению. Он возобновил обогащение в Фордо в 2021 году и накопил достаточно 60%урана, чтобы потенциально сделать девять ядерных бомб, согласно МАГАТЭ.